Доступные кредиты и развитие экономики - приоритет для России

Руководство Центробанка осталось прежним. Это означает, что приоритетной сферой экономики, по всей вероятности, остаются банки, а не производительный сектор – промышленность, сельское хозяйство, строительство, транспорт

Доктрина о том, что финансово-кредитная политика должна управлять всеми экономическими процессами, продолжает действовать. Повышение ключевой ставки и вслед за этим резкий рост процентов за кредит фактически не дают развиваться экономике, а большинству населения приобретать квартиры, строить дома, покупать автомобили, предметы длительного пользования из-за невысоких доходов. При этом также резко возрастает нагрузка на бюджет. Ведь, чтобы поддерживать сельское хозяйство, промышленные предприятия, используются так называемые льготные кредиты, когда банкам из бюджета возмещают «потерянную» выгоду из-за разницы в процентных ставках — обычных, так сказать, рыночных и льготных.

Никто не задается вопросом, почему в США, Европе, Японии, которые сегодня являются фактически нашими врагами, все же проценты за кредит составляют 1-2 и это при значительно возросшей инфляции (в США – более 7%, в европейских странах – порядка 5%). Что, там неквалифицированные банкиры не повышают ставку до уровня инфляции и выше? Просто очевидно, они думают о развитии экономики с помощью доступных кредитов. А у нас процентные ставки гораздо выше рентабельности производства, а в так называемых инвестиционных портфелях банков менее 10% – это вложения в основной капитал, то есть в материальную базу развития всех отраслей экономики, а остальные «инвестиции» — это покупки – продажи различных облигаций, акций, валюты.

Все вокруг фондовых и валютных рынков, а не столько для реального производства, развития и повышения доходов граждан.

Продолжение такой финансово-кредитной политики при осуществлении специальной военной операции может привести к снижению темпов роста экономики, уменьшению доходов граждан. Поэтому ее следует менять, делать кредиты доступными и для предприятий, и для населения.

Наконец настало время реализовывать наши программные положения — это обеспечение занятости, строительство и модернизация заводов, фабрик, производств. Давно пора развивать собственное производство автомобилей, тракторов, самолетов, холодильников, стиральных машин, товаров массового спроса. Государство, местные власти и бизнес должны сегодня быстро создавать совместные проекты по развитию отечественного производства. До этого больше уповали на импорт.

Зарплата и пенсии еле успевают за ростом цен, у многих и не успевают. Многим приходится экономить даже на еде. Центробанк не справляется с ростом цен. В стране, в регионах до сих пор мало кто серьезно занимался политикой и практикой ценообразования. Вместо конкуренции мы имели сговоры по ценам и на бензин, и на хлеб, и на мясо практически на все потребительские товары. Антимонопольное министерство у нас слабое. ЛДПР считает, что и в центре, и на местах должны быть созданы комитеты по ценообразованию с широкими полномочиями. Нужна реальная информация о накрутках, рентабельности в производстве и в торговле. Производство развивалось недостаточными темпами, а торговля, посредники процветали. Такую политику надо менять. Там, где не работают экономические меры, нужны административные. Наконец их начали применять.

Налоги, экспортно-импортные тарифы должны стимулировать производство своих самолетов, тракторов, комбайнов, лекарств, турбин, электродвигателей, автомобилей. Ну почему корейцы за 15 лет сделали конкурентоспособную автомобильную промышленность, теперь Китай за короткий период времени стал производить конкурентоспособные автомобили, а мы до сих пор занимались в основном отверточной сборкой? Плохую роль здесь играют и высокие ставки налога на добавленную стоимость, а также то, что высокие импортные пошлины на ввоз иномарок «растворяются» в бюджете, не идут целевым образом на импортозамещение, развитие собственного автомобилестроения. И так по многим позициям.

Единого подоходного налога нет в развитых странах. И в развивающихся тоже. Везде три-четыре ставки: от 5% до 50%, в зависимости от суммы зарплаты и дохода. Богатые должны быть умнее и платить больше, им есть, что терять, если в стране недостаточно налоговых доходов на социальные нужды, бесплатное здравоохранение и образование.

Но главное даже не это. Подоходный налог в многих странах дает до 40% доходов бюджета. У нас в консолидированном бюджете только 10% дает подоходный налог. Низкая зарплата определяет недостаточно высокое качество труда, незаинтересованность в его результатах и низкую долю доходов бюджета от человеческого капитала. Специальная военная операция успешно завершится, надо также работать над улучшением хозяйственного механизма, подчинения финансово-кредитной политики целям развития экономики и создания новой технологической базы экономики России. Чтобы стимулировать предпринимателей, надо переносить налоги на человеческий капитал через рост зарплаты, систему акцизов.

Помимо льгот в айти-индустрии и гостиничном хозяйстве было бы целесообразно снизить налог на добавленную стоимость на продукцию своего машиностроения (станкостроение, транспортное машиностроение, производство медицинского оборудования). Когда обновим оборудование во всех отраслях экономики, получим рост производства и увеличение доходов как населения, так и бюджета. Увеличение доходов вызовет рост спроса на свою продукцию и услуги, и экономика станет быстрее развивается.

Было бы целесообразно обязать Центробанк часть средств направлять на целевые кредиты, чтобы строить и модернизировать предприятия в лёгкой, пищевой промышленности, в химической промышленности. В каждом регионе надо иметь инвестиционный банк, который бы занимался кредитованием новых и модернизируемых производств под низкие проценты. Тогда быстрее пойдет импортозамещение, будет обеспечиваться занятость населения во всех регионах страны.

М.Н. Сидоров

Фото: housing.com

@smilemakc © 2020