Сегодня большинство депутатов регионального парламента проголосовало за обращение в адрес Министра труда и социальной защиты Российской Федерации
Суть документа - правовое регулирование отношений водителей транспортных средств, в том числе являющихся индивидуальными предпринимателями, с организациями, осуществляющими аутсорсинг транспортных услуг скорой медицинской помощи.
Аутсорсинг транспортных услуг в Российской Федерации в виде привлечения частных партнеров используется с 2008 года и в настоящее время применяется в качестве альтернативного источника обновления и эффективной эксплуатации автопарка скорой медицинской помощи. Руководители исполнительных органов государственной власти в области здравоохранения рассматривают государственно-частное партнерство в части аутсорсинга транспортных услуг скорой медицинской помощи как экономически эффективную модель управления, позволяющую за счет быстрого обновления автомобильного парка и оптимизации управления сократить расходы на его эксплуатацию и содержание: оплата труда водителей автомобилей скорой медицинской помощи, обслуживание и ремонт автомобильного транспорта, приобретение горюче-смазочных материалов, оплата налогов и иные расходы.
- Инициатива появилась из ситуации, которая сложилась по аутсорсингу скорой помощи в Нижневартовске. Несколько лет назад столкнулись с нарушением трудовых прав водителей. Рождение подобной инициативы к министру труда как раз в защиту трудовых прав водителей скорой помощи. Для коллег, которые не были на круглом столе в декабре 2021 года, я хочу сказать, что я противник аутсорсинга в этом конкретном виде в принципе, но на заседании круглого стола были рассказаны случаи в практике применения аутсорсинга в работе организаций скорой помощи в автономном округе на протяжении 20 лет, и они оправданы там где другого механизма работы в принципе нет и не возможно его организовать на текущий момент без соответствующих коллосальных бюджетных затрат. Поэтому это выход из ситуации в конкретном определенном случае. Я не говорю за системность подхода. И я прошу всех депутатов поддержать данное обращение. Это не вопрос аутсорсинга, а вопрос защиты трудовых прав граждан, - выступил руководитель фракции ЛДПР Виктор Сысун на 8-м заседании регионального парламента.
В обращении депутатов Думы Югры отмечено: «Необходимо отметить, что выполнение работы водителя транспортного средства гражданином, в том числе являющимся индивидуальным предпринимателем, осуществляется лично; выполняемая работа не имеет конечного результата, так как обладает признаками трудовой функции, а не конкретной услуги с конечным результатом в установленный срок; работа выполняется под управлением и контролем сотрудников организации, осуществляющей аутсорсинг транспортных услуг; выход на работу обусловлен установленным графиком сменности.
В соответствии со статьей 15 Трудового кодекса Российской Федерации трудовые отношения – отношения, основанные на соглашении между работником и работодателем о личном выполнении работником за плату трудовой функции (работы по должности в соответствии со штатным расписанием, профессии, специальности с указанием квалификации; конкретного вида поручаемой работнику работы) в интересах, под управлением и контролем работодателя, подчинении работника правилам внутреннего трудового распорядка при обеспечении работодателем условий труда, предусмотренных трудовым законодательством и иными нормативными правовыми актами, содержащими нормы трудового права, коллективным договором, соглашениями, локальными нормативными актами, трудовым договором.
В статье 15 Трудового кодекса Российской Федерации также закреплено, что заключение гражданско-правовых договоров, фактически регулирующих трудовые отношения между работником и работодателем, не допускается. На основании вышеизложенного просим дать разъяснения:
- имеются ли в отношениях физических лиц (индивидуальных предпринимателей), оказывающих услуги водителей организациям, осуществляющим аутсорсинг транспортных услуг скорой медицинской помощи, и самих указанных организаций признаки трудовых отношений;
- насколько правомерно заключение гражданско-правовых договоров с физическими лицами (индивидуальными предпринимателями) для осуществления услуг водителей с целью оптимизации налоговой нагрузки и не является ли это подменой фактически сложившихся трудовых отношений;
- какие признаки фактического оказания индивидуальными предпринимателями услуг водителей организациям, осуществляющим аутсорсинг транспортных услуг скорой медицинской помощи, квалифицируют их как трудовые отношения;
- каким образом при объявлении конкурса на выбор организации, осуществляющей аутсорсинг транспортных услуг скорой медицинской помощи, возможно предусмотреть в договоре обязательство контрагента не использовать механизмы налоговой оптимизации в части подмены трудовых отношений».