Развитые в экономическом отношении страны (теперь в большинстве наши противники), чтобы обезопасить себя от конкурентов, используют разные методы с целью ослабления экономики периферийных, развивающихся стран
Здесь развиваются только те отрасли, продукцию которых можно продать за твердую валюту. Остальные производства сворачиваются или ликвидируются, так как они «неконкурентоспособны», и импорт их замещает. Экономика становится однобокой, узконаправленной на потребности «мирового рынка». Доходы населения и бюджет страны зависят не от собственного производства различных товаров и услуг, а от экспорта «востребованных» товаров, главным образом, сырьевых.
Когда такую полностью открытую экономику поддерживают финансовые круги стран, стремящиеся в свободный демократический мир, то они вольно или невольно обрекают ее на слабое и зависимое развитие. Так было в России, начиная с 1990-х годов. Отчасти такое положение сохраняется и сегодня, несмотря на санкции. Достаточно взглянуть на действия Центробанка и соотношение внешнеторгового оборота к валовому внутреннему продукту. До последнего времени оно было на уровне 40-50%. Ориентация в развитии шла на экспорт-импорт, а не на быстрое увеличение собственного производства товаров и услуг.
Не случайно Международный валютный фонд диктует «периферийным» странам «свободное движение капитала», то есть неограниченный ввоз и вывоз свободно конвертируемой валюты, чтобы «мягкими» экономическими методами подчинять транснациональным монополиям экономики стран, вставших на «рыночно-прогрессивный» путь развития. Механизм здесь несложен. В условиях активного сальдо торгового баланса, что характерно для российской экономики из-за широкомасштабного экспорта нефти, в страну приходят сотни миллиардов долларов (нефть торгуется в долларах – это одно из правил «демократического устройства» мировых хозяйственных связей). Сегодня доллар для нас стал токсичной валютой, но курс рубля к доллару ежедневно публикуется. В ход пошли юани и иные валюты дружественных стран. Но все эти страны опасаются санкций США, так как многие из них связаны торговыми и финансовыми отношениями с американской экономикой. В рамках ШОС обсуждаются разные предложения по избавлению от долларовой зависимости вплоть до создания собственной валюты для внутренних расчётов. Но здесь, похоже, Китай хочет занять доминирующее положение со своим юанем.
Как нам до последнего времени объясняли высокопоставленные чиновники-экономисты, если эти дополнительные доллары (сверх израсходованных на импорт) поменять на рубли, эмитированные Центробанком, то в стране забушует инфляция. Правда, нам не пояснили, почему нельзя эти финансовые средства направить целевым образом на строительство дорог, жилья, закупку нужного для модернизации промышленности оборудования, приборов, новых технологий? Теперь нам заморозили половину международных валютных резервов, и никто не ответил за это избыточное накопление «богатства» и его размещение в иностранных банках.
Так вот, как они нам далее поясняли, «избыточные» доллары надо «стерилизовать», то есть вместо направления их на развитие своей экономики сформировать международные резервы Центробанка и Резервный фонд Правительства, красиво названный Фондом национального благосостояния, потом закупать иностранные ценные бумаги и валюту, включая и государственные облигации США, которые Федеральная Резервная Система (ФРС) США разрешает выпускать Министерству финансов США для покрытия дефицита бюджета, что связано с растущими военными расходами и «привычкой» американцев больше потреблять, чем производить.
Но почему-то не посещала мысль о том, что если бы часть этих дополнительных миллиардов долларов были направлены на модернизацию промышленности, сельского хозяйства, развитие фундаментальной и прикладной науки, то не было бы спада, не было и высокой инфляции, так как растущее предложение товаров и услуг балансировалось бы со спросом.
Это один из приемов «принуждения страны» к финансовой несамостоятельности. Еще используется правило свободного вывоза конвертируемой валюты из страны, которая до февраля 2022 года в больших масштабах «зарабатывалась» иностранными хедж-фондами на российском валютном рынке. Сюда же следует отнести кредитную политику Центробанка, который не дает развиваться ни крупному, ни среднему, ни малому бизнесу из-за высоких процентных (ростовщических) ставок. В Европе ставки 0,5-1,0%, в Китае- 3,7%, у нас сегодня 8% и это считается большим достижением по сравнению с недавними 20%. Это очередная «мудрость»: чем меньше денег в обращении и у населения, тем меньше инфляция. То, что высоки масштабы бедности, медленно растёт производство, сам уровень жизни у большинства населения низок – это не главное. Главное, к сожалению, это то, что практически не меняется финансово-кредитная политика, которая ведёт к неустойчивости рубля, невозможности предпринимателям строить не только долгосрочные, но и среднесрочные планы. Да и планирование федерального и региональных бюджетов в условиях «плавающего» курса рубля не может быть точным.
Вывод простой: для того, чтобы в сегодняшних непростых для страны условиях надо менять экономическую и, прежде всего, кредитно-финансовую политику. Как менять? Просто делать не так, как делали наши чиновники, возведенные в ранг ответственных за российскую экономику, следуя указаниям Международного валютного фонда. Надо действовать в своих национальных интересах, дать средства предпринимателям для развития и контролировать их целевое и эффективное использование, тогда и экономический рост пойдет и доходы населения будут повышаться. Не очень увлекаться параллельным импортом, только в критических случаях.
Как мы, к глубокому сожалению, убедились на примере Украины, управление перемещается в виртуальную сферу. Под управления берутся помыслы, ценности, цели и мотивации жизни и поведения людей. Для чего? Чтобы установить тотальный контроль над поведением основной массы населения. Для перепрограммирования сознания молодежи России с ценностей доверия, сочувствия, патриотизма на жестокость в отношениях и недоверию к своей стране, очень хорошо до последнего времени справлялся «Голливуд». Если наука, кинематограф и национальная культура отступают, их переигрывают в конкурентной борьбе, то «мягкая сила» противника в конечном итоге может захватить страну без использования военной техники.
«Бей первым» — так надо действовать и в информационной войне, развязанной против нашей страны. Опережать надо в «мягкой силе», прежде всего – в науке, создании принципиально новых видов и военной, и гражданской техники. Не оправдываться и словесно осуждать агрессивные действия США, а работать на опережение. Многое сегодня в этом направлении делается, но стало вполне очевидным, что для обеспечения финансовой самостоятельности страны этой задаче должна быть подчинена и информационная и культурная политика. Просто надо любить свою страну, понимать её историю и уметь противостоять противникам как на поле боя, так и в информационной войне. Эта война и ведётся Западом, чтобы унизить Россию и лишить вновь её экономической самостоятельности. Жёстко противостоим этому и, как это не раз уже было в нашей истории, победа будет на нашей стороне.
М.Н. Сидоров
Фото: inosmi.net