![Стабильность рубля и суверенитет страны](https://images.hub.ldpr.ru/display?path=media/images/ugra/66b749cd990888297143f29623612e480123a74b33a2142e01c93316bca8f20e.jpg&op=resize&h=600)
Суверенитет означает самостоятельность и независимость. Суверенитет государства является гарантией стабильности и развития. Но без финансового суверенитета, то есть финансовой независимости от колебаний внешней конъюнктуры, нельзя представить и суверенитет государства
Полностью независимой сегодня не является ни одна страна в мире. Все страны ведут внешнюю торговлю, вступают в международные организации, привлекают иностранные инвестиции. Дело, как всегда, в мере. Лекарство и яд часто имеют одинаковую субстанцию, отличаются они только дозировкой. Внешняя торговля не должна преобладать над внутренней торговлей и самостоятельным производством.
Финансовый суверенитет страны определяют прежде всего банки, важнейшая функция которых состоит в обеспечении стабильности национальной валюты. Центробанк России с этой функцией до сих пор не справляется. В прошлом году наблюдалась укрепление рубля по отношению к доллару (60 рублей за доллар). Разрешили экспортёрам оставлять валютную выручку за рубежом. Сегодня курс превысил 80 рублей, то есть теперь доллар укрепился по отношению к рублю более, чем на 30 процентов. И каким странам будет интересно работать со столь неустойчивой валютой? Каким образом отечественные предприниматели должны строить планы по экспортно-импортным операциям? На сколько дороже станут импортные товары через месяц-другой? И как в этом случае будет осуществляться борьба с инфляцией? Положительным здесь могут быть лишь дополнительные доходы бюджета от вывозных пошлин и увеличение прибыли экспортно-ориентированных компаний.
Сам Центробанк и ряд крупных банков, включая ВТБ, показывают не прибыль, а убытки. Конечно, страна находится в очень непростых условиях. Многое при этом удаётся сделать: менять маршруты поставок, налаживать экспортно-импортные операции с другими странами, осуществлять импортозамещение. Но все бы это было гораздо легче делать, если бы в течение многих предшествующих лет банки активно кредитовали по доступным ставкам промышленность, транспорт, строительство и другие сектора экономики. Тогда был бы создан достаточный потенциал реального (то есть производящего нужные товары) сектора экономики, и бюджет пополнялся налогами от внутреннего производства, и не зависел бы так сильно от экспорта невозобновляемых природных ресурсов.
Широкие качели от укрепления рубля до его быстрого и часто скачкообразного ослабления действует уже не одно десятилетие. И пока не отказываются, хотя бы на время осуществления специальной военной операции, и от плавающего курса рубля, и от масштабного вывода капитала из страны, и от оставления валюты за границей нашими экспортерами, и от неоправданно высоких ставок за кредиты.
Для чего были созданы банки? Собирать свободные деньги и выдавать кредиты населению, компаниям, государству для развития и нужных закупок. Выполняет ли наша банковская система эту функцию? Далеко не полностью. На инвестиции в основной капитал компаний банки выделяют менее 10%, остальное – купля-продажа ценных бумаг и валюты. Поэтому у наших предприятий нет достаточных средств для развития. Мы знаем статьи расходов и федерального, и региональных бюджетов, а вот структуру расходов наших депозитов не представляем. Это отдано на откуп самим банкам. А какой у них главный мотив? Прибыль. Во имя этой прибыли они могут идти на неоправданные риски, отсюда и кризисы, как локальные, так и мировые. Вот источник кризисов- свобода расходования депозитов населения и предприятий во имя прибыли акционеров банков.
Отсюда и предложение – надо, чтобы банки не десять, а 30-40%, как минимум, своих ресурсов направляли на долгосрочные инвестиции в промышленность, транспорт, сельское хозяйство. В каждом регионе должен работать инвестиционный банк с целевым финансированием строительства и модернизации как малых и средних, так и крупных предприятий. Только тогда экономика начнет развиваться. А сейчас на неё надета денежная удавка.
По депозитам банки выплачивают 4-6% годовых, а кредиты выделяют под 15 и более процентов. За счет этого банки формируют основную часть своих доходов. Нет в других странах такой разницы между процентом по привлеченным средствам (депозитам) и процентам за кредиты. Там максимум 1-2% разницы.
Второе наше предложение – надо придерживаться именно такой разницы между ставками по депозитам и по кредитам, как это принято в тех странах, с кого наша банковская система копировала свою деятельность. Тогда банки должны работать эффективнее, а не заниматься, как иные говорят, ростовщичеством. Высокие проценты за кредит – это фактически еще один налог для всех, кто берет кредиты.
Для справки – первый Госбанк в России был создан в 1733 году. Взять кредит наличными можно было под 6-8 % в отличие от ростовщиков, которые выделяли деньги под 15-20 %. В 1841 году был создан Сбербанк, здесь вклады принимались под 5%, а кредиты выдавались, также, под 6-8 %.
Наконец, стали больше закупать золота и за счет него увеличивать резервы. Страна добывает более 300 тонн золота в год. Надо еще энергичнее накапливать реальное золото, а не иностранные денежные и долговые бумаги. Обстановка в мире тревожная. Чем мы расплачивались за поставки продовольствия и техники в отечественную войну – золотом, а не бумажками. В долгосрочной перспективе цены на золото только растут.
У большого числа банков отобраны лицензии, но часто это делается уже после того, как миллиарды ушли из страны. Пример — банк «Открытие». Для его оздоровления было выделено почти 500 млрд рублей. По оценкам ряда экспертов, на так называемое оздоровление, ликвидируемых банков, за последние годы, было израсходовано около 5 триллионов рублей. А денежки-то это не центробанковские, а деньги физических и юридических лиц, которые они положили на расчетные и депозитные счета в банках. Фактически – население и предприниматели России оплачивают эти финансовые дыры.
В банковской сфере надо вести жесткую кадровую политику. Руководители банков должны ежегодно проходить проверку на полиграфе, а также почерковедческую экспертизу с целью выявления предрасположенности к нарушениям законов. Нельзя же и далее спокойно смотреть, как деньги, которые банки взяли у населения, компаний, государства «исчезают».
Центробанк не подчиняется Правительству РФ, туда не приходят с проверками ни Счетная палат, ни Контрольное управление Президента. Бесконтрольность ведет к безответственности и низкой эффективности работы. В наблюдательный Совет Центробанка надо ввести представителей парламентской оппозиции. Иначе рука руку моет.
Что надо сделать? Отдельных мер может быть много, но главное – внести в закон о Банке России такую запись: «Главной целью деятельности Банка России является обеспечение устойчивого экономического роста и масштабное кредитование промышленности, сельского хозяйства, транспорта и строительства по ставкам, обеспечивающим рентабельность производства».
Остальные функции Банка России остаются, включая и обеспечение устойчивости рубля, а также самой банковской системы. Но только при принятии такого дополнения в закон о Банке России и неуклонное его соблюдение позволит гарантировать финансовый суверенитет страны через быстрое развитие всех отраслей экономики.
М.Н. Сидоров