День российского парламентаризма ежегодно отмечается 27 апреля. В сегодняшних условиях роль Государственной Думы и Совета Федерации, олицетворяющих российский парламент, существенно возрастает
Надо быстро разрабатывать законы, которые позволяют укреплять военно-промышленный комплекс страны, отстаивать ее суверенитет и противостоять гибридной войне с Западом. Важно обеспечивать информационную безопасность и отводить террористические угрозы со стороны украинских националистов, подготавливаемых западными спецслужбами. ЛДПР направляет сегодня свои усилия на конструктивные решения возникающих экономических проблем, связанных с развитием собственного производства и импортозамещением. Партия оказывает конкретную помощь жителям новых регионов России.
Согласованные действия законодательной и исполнительной власти определяют успех в войне, которую развязал Запад против нашей страны. Крайне важны сегодня международные контакты с парламентариями дружественных стран, включая БРИКС и ШОС, чтобы большинство людей в мире (в отличие от западного меньшинства) понимали позицию и цели России в противостоянии с США и их сателлитами для достижения собственной безопасности, а также установления справедливого многополярного мира, где страны не враждуют, а являются добрыми соседями и уважительно относятся друг к другу, исходя, безусловно, из своих национальных интересов.
Парламентские традиции в начале двадцатого века века формировались в России в нелегких условиях: высокий уровень социальной напряженности, оппозиционный настрой первой Государственной Думы и нежелание Николая II упускать власть, а точнее, делиться властью с народным представительством и переходить к конституционной монархии.
И все же в этот период было положено начало формированию традиций парламентской деятельности, норм депутатской этики, был разработан регламент работы Государственной Думы. Многое из того, что было опытным путем освоено в начале 20 века, используется в повседневной парламентской практике и по сей день. Но надо понять, что введение парламентаризма было не только ответом на революционные события и предназначалось не царю с его властвующей бюрократией, а зарождающейся новой российской элите. Именно крупные собственники хотели получить политические права для участия в управлении государством. Российская элита, которая была воспитана на европейских традициях (сегодня говорят «ценностях»), говорила по-французски, получала образование в европейских университетах и обожествляла английский парламентаризм, хотела играть в российском государстве определяющую роль, что в конечном итоге привело к краху Российской империи. «Элита» конца 1980-х и начала 1990-х годов также стремилась к власти и собственности, что привело к краху Советского Союза. Парламент, тогда это Верховный Совет СССР, не смог предотвратить распад единой страны, что вызвало сегодня военные конфликты. Эти две геополитические трагедии должны послужить нам уроком для того, чтобы парламент ставил главной своей целью развитие своей страны, повышение благосостояния граждан и жёстко противостоял тем, кто стремиться ее разрушить и захватить наши богатства.
Напомню, что в этот апрельский день, в 1905 году, был обнародован Высочайший манифест об учреждении Государственной Думы. Там было подчёркнуто: «Ныне настало время, следуя благим начинаниям, призвать выборных людей от всей земли русской к постоянному и деятельному участию в составлении законов, включив для сего в состав высших государственных учреждений особое законосовещательное установление, коему предваряется предварительная разработка и обсуждение законодательных предположений и рассмотрение Росписи государственных доходов и расходов». Надо напомнить также о том, что у институтов народного представительства, у демократии в России есть прочные исторические корни. Эти традиции на много столетий старше, чем создание первой Государственной Думы в начале 20 века, достаточно вспомнить, например, Новгородское Вече, Земские Соборы, боярские Думы.
В первой современной Государственной Думе 1993-1995 годов ЛДПР ставила вопрос о необходимости выборов в Госдуму по партийным спискам. Но до сих пор это положение реализовано лишь частично, что может порождать коррупцию и сращивание бизнеса и власти в регионах.
Сегодня Госдума может рассматривать кандидатуры министров перед их назначением. Это шаг в правильном направлении, но надо идти дальше. Было бы целесообразно назначать на должности руководителей контрольных органов представителей оппозиции. Тогда меньше было бы злоупотреблений, воровства, лучше бы выполнялись федеральные и региональные программы развития.
К сожалению, мы часто опаздываем- то с конституционной монархией – в результате переворот 1917 годы и братоубийственная война, то с переходом к многопартийной структуре- в результате рухнул Советский Союз. После окончания СВО не надо опаздывать с формированием и развитием четкой политической структуры общества, и реальной конкуренцией партий в борьбе не столько за власть, сколько за улучшение жизни людей. Нельзя ведь признать нормальной ситуацией, когда по многим социологическим опросам до трети избирателей только за пару недель до выборов решают за какую партию голосовать. А на региональных выборах явка часто составляет 20 и менее процентов. Нельзя не видеть определенного разочарования избирателей в выборной системе.
Одна из причин заключается в том, что выборы в местные органы власти не осуществляются по партийным спискам, а в Госдуму также часть депутатов избирается по партийным спискам, а другую часть составляют так называемые одномандатники. В целом это не очень устойчивая структура для развития общества. Вторая важная проблема – это, если можно так сказать, - неправильный подсчет голосов и прямолинейное использование административного ресурса. Надо еще строже контролировать и жестче наказывать за фальсификацию выборов. Об этом неоднократно предупреждал основатель ЛДПР Владимир Вольфович Жириновский.
История показывает, что обман и приукрашивание действительности не только через некоторое время наказывают их авторов, но и государства ведут к упадку. Нормы нравственности и моральной чистоты в политике также важны, как и в экономике. Успешное государство может строиться только на здоровых нравственных началах.
Госдума часто принимает так называемые рамочные законы, потом следуют многочисленные поправки, а нужны законы прямого действия, где в деталях расписано, что делает исполнительная власть. «Нормотворчество» министерств и ведомств надо свести к минимуму, поскольку это порождает неустойчивость и конъюнктурность правил, регулирующих экономическую и правовую деятельность. Законы прямого действия определяют уважение к закону, его конкретности и реальности. Отсюда и уважение к законодательной власти, ее приоритет по отношению к власти исполнительной.
Вспомним выдающегося государственного деятеля России Сперанского М.М., который еще в 1809 году писал: «Нужно обязательно предоставить право Государственной Думе участвовать в формировании правительства и привлекать министров к ответу. Если освободить министров от ответственности перед Государственной Думой, то они сделают все возможное и невозможное, чтобы исказить любой закон, принятый в Государственной Думе. Если Дума не имеет рычагов воздействия на министров, то ни один закон, принятый Думой, не будет исполняться». Почему он так резко высказался, потому что приближенные к царю люди, многие из которых очень богатые, могли проводить решения в собственных интересах, а не в интересах избирателей.
Дело даже не в том, что министры, чиновники не заботятся о развитии, процветании государства, дело просто в том, что долговременное управление какой-то сферой экономики часто заставляет людей делать ошибки, верить в то, что их методы управления единственно правильные. Даже, если это так, то на сравнительно коротком историческом отрезке. Затем, долго накаливаемая энергия оппозиции начинает отрицать и прошлое, и настоящее. Их не слушали долгое время, их взгляды не принимали во внимание – пружина отрицания распрямляется, могут возникнуть социальные волнения. Это Россия проходила уже не раз. Поэтому главная задача Государственной Думы и политических партий - победа в противостоянии с Западом, освобождение Украины от нацизма и обеспечение спокойного, эволюционного развития российского общества. Важно также своевременно пресекать все экстремистские проявления, которые направлены на создание хаоса и насильственную смену государственной власти. Россия и вчера, и сегодня в кольце явных недоброжелателей и открытых врагов. Мы уже немножко забыли о сравнительно недавней попытке насильственного захвата власти в Белоруссии, что в условиях СВО также предопределило необходимость еще более жестких законов и мер по отношению к тем людям, которые не хотят, чтобы страны спокойно, без потрясений развивались и крепли. Сегодня такие законы принимаются и это служит гарантией социальной и экономической стабильности в стране.
М.Н. Сидоров