День учителя отмечается 5 октября. Этот год объявлен годом педагога и наставника. Их роль нельзя недооценивать ни в моральном, ни в материальном плане. Престиж учителя, достойная оплата труда определяет его настроение, активность, желание овладевать новыми знаниями и передавать их детям. В настоящее время в России работает 1,2 миллиона учителей
Совсем недавно их было чуть больше миллиона. Школы пополняются новыми преподавателями, однако средний возраст учителя остается еще достаточно высоким, порядка 46 лет. Половина учителей- люди пенсионного и предпенсионного возраста., а молодых педагогов (до 30 лет) – 10 процентов. В предыдущие годы немало учителей просто увольнялось из-за низкой зарплаты и очень больших нагрузок, включая чуть ли не ежедневные отчеты по целому ряду показателей их деятельности. Но и сегодня еще не хватает учителей по физике, информатике. В сельских школах и малых городах учитель нередко ведет несколько различных предметов. Мало учителей мужчин, а здесь, как и в обществе должно быть равновесие полов, иначе, у детей крен или в сторону сентиментальности, или жесткости. Оплата труда учителей в крупных городах, как правило, достойная, а вот в малых городах и сельской местности находится еще на недостаточном уровне.
Финансирование школ идет из региональных бюджетов. Более 70 субъектов РФ имеют бюджеты с дефицитом. Берут даже займы в коммерческих банках, чтобы платить учителям. Образование — это задача не регионов, а государства, его безопасности и обороноспособности. Школы, зарплату учителей надо финансировать из федерального бюджета — отдельной строкой. Чтобы у Правительства была ответственность за качество образования, за зарплату учителей, за то, чтобы больше мужчин пришли в школу, за то, чтобы быстро ликвидировать вторую и третью смены, за то, чтобы в школах были хорошие спортивные залы, современные читальные залы с компьютерами. Чтобы в городах и селах было много бесплатных домов творчества, юных техников, молодежных клубов по интересам.
Опыт не надо забывать. В России в 1913 г. было более 100 тысяч начальных школ, где дети обучались с 8 до 12 лет. (Сейчас, повторяем, насчитывается 40 тысяч общеобразовательных школ, а в 2005 г. число школ составляло 63 тысячи – на четверть «оптимизировали») – вот вам увеличение уплотняемости классов и рост нагрузки на учителей.
Но в 1913 г. только половина детей в возрасте 8-12 лет обучалась в начальных школах. К всеобщему обучению предполагалось перейти после 1920 г. Легко было «задурить голову» полуграмотным людям сказками о коммунизме, вот и нашли опору революционеры. Аналогично в 1980-е гг. и начале 1990-х гг. полуграмотные в политическом отношении люди очаровались рассказами о «капиталистическом рае».
Система начального и среднего образования в России перед переворотом 1917 г. была очень разнообразной – начальные народные училища, гимназии, городские училища, волостные училища, воскресные школы, духовные училища, кадетские корпуса, церковно-приходские школы и т.д.
Такое разнообразие позволяло молодым людям быстро находить свое призвание и реализовывать свой потенциал. У нас сегодня продолжаются в основном традиции советской школы – единый подход к разным детям. Способным скучно учиться с более слабыми. А слабые травят «ботаников», немало уже и детей мигрантов, которые с трудом говорят на русском языке. Пусть обучаются на платной основе. Добро, как мы убедились, мало кто помнит.
Давно пора после начальных классов разводить способных, целеустремленных, которые потом пойдут в вузы и далее, от более слабых в интеллектуальном отношении, которые могут в будущем стать хорошими квалифицированными специалистами рабочих профессий.
Федеральный центр и крупные компании должны возрождать и финансировать профучилища. Наладится дело – можно передать регионам. Иначе, так и будем распродавать ресурсы и развиваться с темпом роста 1-2%.
Нам, наконец, стало известно, что американские государственные деятели нередко путают названия стран. В американских школах практически нет географии, астрономии, мало математики. Уроки должны представлять из себя больше шоу, чем сосредоточенное овладение новыми знаниями. Наша школа до последнего времени шла вслед. Контурные карты не разрисовывались, названия рек, гор, многих стран были малоизвестны. Четкие знания, формулировка понятий, определений, факты истории и т.д., оказывается, есть в интернете. Достаточно кнопку нажать. А ведь логику, мышление надо развивать. А они основываются на изучении фактов, конкретных материалов, причинно-следственных связей. Возвращаемся к политике и безопасности страны. Молодой человек с обрывочными сведениями, не привыкший к логике и оценке событий, легко внушаем, им легко манипулировать и его действиями управлять. Пример Украины перед глазами. Так что хорошая школа – это фундамент сильной экономики и надежной безопасности страны.
Сегодня школьники – завтра взрослые. Школьникам 1990-х годов уже 30-40 лет. Наиболее трудоспособная и творческая часть общества. И чему же их учили тогда, каким целям в жизни? Почему сегодня надо ответить на этот вопрос? Потому что сегодняшние школьники определят судьбу страны через 10-20 лет. Привитые им ценности, их отношение к друг другу, к своей стране, к труду, к правам и обязанностям сформируют будущее России.
За школу западные советники и российские реформаторы взялись в первую очередь, хотя наша система образования считалась одной из лучших в мире. Гранты на переделку учебных программ, подготовку новых учебников давал Мировой (читай – американский) банк развития и компания миллиардера Сороса – известного русофоба. «Открытое общество» Сороса занималось изданием школьных учебников, прежде всего по истории и другим гуманитарным дисциплинам. Фактически это была оккупация гуманитарного образования и воспитание детей в духе «свободных, открытых общечеловеков», а не граждан своей страны. Исторические события искажались, Россия представлялась страной – неудачницей, выпячивалось негативное, а положительное замалчивалось. А вот у США и в целом Запада, напротив, великая история. Надо было сделать так, чтобы школьники не любили свою страну и восхищались Западом.
Сегодня эти учебники изымаются, «но ничто не проходит бесследно, а юность ушедшая тоже бессмертна». Слова из известной песни, которые подчёркивают неразрывную связь прошлого и будущего. Простая истина, но она часто забывается. Мировоззрение, то есть взгляд на мир – это не выключатель – включил – выключил, оно определяет мотивы и цели поведения в учебе, работе и в быту. Немало бывших школьников сегодня просто не понимают геополитические противостояние России и Запада, а ведь достаточно вспомнить Первую и Вторую мировые войны, оценить расширение военного блока НАТО к нашим границам. Не было у нас врагов, как вдруг они появились, и многим вчерашним школьникам вновь объясняют, что это Россия виновата, она агрессор, а не те, кто методично делал из активной части украинского народа врага, разжигая национализм на Украине, который превратился в нацизм.
Учебники изъяли, а вот многие методы и подходы по воспитанию остались. По-прежнему у всех школьников воспитывают так называемые лидерские качества. Просто работать, получать знания – это не очень интересно, надо в будущем непременно стать руководителем. Но настоящих руководителей пять процентов от всех занятых, а если ты не стал руководителем, то ты — якобы неудачник. И многие начинают считать себя неудачниками, особенно если нет миллиона, миллиарда и т.д. Такие психологические установки до сих пор преобладают. А если кто-то плохо учится – виноват учитель. Это второй психологический прием, который прививает безответственность, что мы наблюдаем сегодня у немалого числа бывших школьников, включая и управленцев. Третий прием, ведущий к снижению качества образования заключается в том, что обучение обязательно должно быть развлекательным, игровым. Учеба — не труд, требующий сосредоточенности, дисциплины, а некая интересная игра с некоторым учебным содержанием. Отсюда отрывочные, несистемные знания. Правы древние мыслители: «Хочешь победить врага — воспитай его детей».
Пора переходить от поверхностного, что наслоилось в системе гуманитарного школьного образования, к содержательному, серьезному отношению учеников к учебе и овладению нужными знаниями. Учитель не должен оправдываться ни перед детьми, ни перед родителями, а должен иметь право проявлять строгость по отношению к нерадивым ученикам. Без дисциплины нет знаний. Не надо школам отчитываться по числу «отличников». Искусственно раздуваемые показатели ведут к лицемерию и цинизму. Переход к лучшему уже идёт, но надо двигаться энергичнее, чтобы и учителя, и школьники объединялись одной общей задачей — сделать Россию привлекательной и высокоинтеллектуальной страной.
Фото: stroiteh-msk.ru
М.Н. Сидоров