Приоритетные направления бюджетной политики на 2024-2026 годы

Госдума рассмотрела и приняла федеральный бюджет на 2024-2026 гг. В начале рассмотрим наиболее важные показатели бюджета

Общий объем расходов составит в 2024 году- 36,6 трлн. рублей по сравнению с 29 трлн. рублей в 2023 году. Существенное увеличение расходов бюджета будет обеспечиваться увеличением экспортной выручки от продажи энергоресурсов, зерна, металла, а также ростом ненефтегазовых доходов за счет развития промышленности и других секторов экономики.

 Существенно увеличатся расходы на оборону с 6,4 трлн. рублей в 2023 году до 10,7 трлн. рублей в 2024 году. Это необходимо для успешного решения задач СВО и укрепления обороноспособности страны на долгосрочную перспективу.

 Расходы по разделу «Социальная политика» также увеличиваются с 7,34 до 7,71 трлн. рублей. Расходы на нужды развития национальной экономики также возрастают с 3,51 до 3,93 трлн. рублей. Увеличиваются расходы на здравоохранение с 1,47 до 1,62 трлн. рублей. И так по всем расходным статьям бюджета. Внутри отдельных статей могут происходить изменения как в положительном, так и в отрицательном значении, но общая сумма расходов по всем бюджетным статьям растет, а не снижается.     

По ряду статей финансирование будет увеличено по сравнению с запланированным ранее. В частности, бюджетные ассигнования вырастут на пенсионное обеспечение граждан, уволенных с военной и приравненной к ней службы (на 35,6 млрд руб. в 2024 году и на 487,9 млрд руб. в 2025 году относительно объемов, заложенных в действующем законе о бюджете), и на накопительно-ипотечную систему жилищного обеспечения военнослужащих (на 15,6 млрд руб. в 2024 году).
В проект бюджета (в разделе «Национальная экономика») заложены необходимые средства на развитие производств в таких ключевых отраслях, как автопром, радиоэлектроника, станко- и машиностроение, авиа- и судостроение, производство лекарств и медицинских изделий. в 2024 году планируется увеличить ассигнования на приоритетные мероприятия по развитию транспортной системы. Но есть и расходы, подлежащие сокращению в 2024 году. В разделе «Национальная экономика»- это господдержка российских организаций промышленности в целях компенсации затрат на транспортировку промышленной продукции; 
субсидии Российскому фонду технологического развития на проекты для стимулирования производства комплектующих, необходимых для отраслей промышленности;
субсидии российским компаниям на затраты, связанные с созданием системы послепродажного обслуживания воздушных судов и подготовкой авиационного персонала. Это сокращение связано с увеличением расходов по другим направлениям, которые обеспечивают технологический суверенитет страны.
 Но при этом предполагается, что сокращенные суммы могут быть позже восстановлены по решениям правительства по каждому мероприятию.

Немало сейчас пишут об «урезании» статей бюджета по вопросам социального развития, но, повторяем, сокращения в абсолютных величинах нет. Некоторые толкователи бюджетных вопросов и журналисты часто сравнивают с тем, что предполагалось в 2024 году в бюджете на 2022-2024 годы. Показатели в бюджете на 2024-2026 годы по 2024 году естественно изменились, но там нет снижения по отношению к 2023 году.

К сожалению, немало еще критиков, для которых и в положительном надо находить отрицательное. Не надо также путать снижение или увеличение доли тех или иных расходов бюджета в их общем объеме с абсолютными величинами. При общем увеличении расходов в 2024 году по отношению к 2023 году доли некоторых социальных статей могут снизиться, но в абсолютном выражении увеличиться.  Вообще-то расходы — это чисто бухгалтерский термин и, к сожалению, расходы на здравоохранение, на образование бухгалтерами воспринимаются именно как расходы, а на самом деле это вложения в человеческий капитал, в развитие экономического потенциала. Поэтому и целесообразнее было бы применять термин «вложения» в развитие промышленности, человеческого капитала, а не «расходы».

 Посмотрим на историю. В 1913 году половина доходов бюджета формировалась за счет государственных железных дорог и винной монополии. Транспортная экономика была в Российской империи. Акцизы от продажи алкоголя шли больше в казну, а не в частные карманы. Привязка российского рубля к золоту в начале 20 века привлекла обширные западные инвестиции в Россию. Но вывоз капитала из России превышал доходы от иностранных инвестиций. В России иностранный инвестор строил два завода, а у себя, на родине, − три завода за счет вывозимых из России денег. Вот два урока бюджетной политики в Российской империи − положительный и отрицательный.

Опыт СССР. Бюджет был частью плана развития народного хозяйства. План определял производство многих видов продукции в натуральном выражении, что обеспечивало экономический рост. В плане присутствовала программа капитального строительства по всем регионам страны − страна обустраивалась. Бюджет обслуживал план. Доля доходов от экспорта нефти и газа в бюджете в 1980-е годы была менее 10%. Основная часть доходов формировалась за счет налога с оборота и прибыли предприятий. Не было большой зависимости от внешних условий, от доллара, от МВФ и ФРС США. Но была зависимость от жестких планов, которые были направлены на оборонный комплекс и тяжелую промышленность, а не на потребительский сектор.

Полезно также учитывать опыт европейских стран. Учится надо и у врагов, чтобы их побеждать. Германия, например, сегодня у неё спад производства, но экономический, промышленный потенциал создан солидный. Как они этого добивались? В бюджетной политике − это минимум внешних займов. И строгое финансирование, и контроль всех государственных программ развития. Это также высокая зарплата при шкале налогообложения от 20 до 50%. Высокая зарплата стимулирует рост производства, чтобы удовлетворять платежеспособный спрос. А большие отчисления в бюджет от высоких доходов граждан увеличивают сам бюджет, что позволяет больше выделять денег на все социальные нужды. Подоходный налог граждан обеспечивает до 40% доходов в бюджет. В Китае также поняли, что бедные люди страдают депрессией, ко многому безразличны, у них низкая производительность труда. Повышать и нам надо зарплату, вводить прогрессивную шкалу подоходного налога, тогда и интерес к хорошей работе у людей появится, и бюджет будет наполняться. Вот эти уроки полезно вспомнить, понять и применять на практике.

Налоговая служба рапортует о том, что сбор налогов увеличивается гораздо быстрее, чем растет экономика. Вскрывают лазейки ухода от налогов — это хорошо, но при этом налоговики имеют право в течение целого года вести проверку у предпринимателей, фактически парализуя их работу. Ограничить надо время налоговых проверок − не год, а месяц-два. Кстати, половину времени налоговые службы затрачивают на расследование по НДС. Здесь много злоупотреблений, особенно с возвратом НДС из бюджета при экспорте товаров. Давно предлагали заменить НДС налогом с продаж. Проще, точнее, быстрее зачислять, меньше мошеннических схем.

Положительным в бюджете является реализация национальных проектов: "демография", "здравоохранение", "образование" и т.д. В эти проекты направляются значительные средства, но все же гораздо меньше, чем накапливается в "Фонде национального благосостояния".

Ещё один положительный момент — это направление бюджетных средств на машиностроение, производство станков и оборудования. По этой позиции мы критически зависим от импорта: ежегодно импортируем почти на 100 млрд долларов машин и оборудования, которые могли бы и сами производить, если бы в предыдущие годы больше средств направлялось на развитие своей экономики, а не на раздутые резервы и фонды. Большие резервы и фонды отражают неуверенность управленцев в том, что наша экономика будет успешно развиваться.    

Но не только распределение бюджетных денег должна утверждать Госдума. Главное, как организован бюджетный процесс, и кто им управляет. Бюджетная политика эффективна только тогда, когда Счетную палату и бюджетный комитет в Парламенте возглавляют представители оппозиционных партий. Это обычная практика в целом ряде стран. Необходимым условием эффективности бюджета является также привлечение к разработке проекта бюджета ведущих учёных экономистов. Если эти два условия не соблюдаются, то бюджетные показатели постоянно корректируются. Не избежать при этом и коррупции.

Основное в бюджетной политике – это рост доходов. Главный источник – это собственное производство самолетов, станков, приборов, продовольствия, мебели, бытовой техники и т.д. Обеспечивается занятость людей, рост их доходов. Многое из этого реализуется в федеральном бюджете на 2024-2026 годы.

Сидоров М.Н.

@smilemakc © 2020