![Укрепление интеграции стран СНГ необходимо, убеждены в ЛДПР](https://images.hub.ldpr.ru/display?path=media/images/ugra/18c4ed4f600d0f285a5cad9e8696ecffdd13716b8612aed6d79cccad0fa68fca.jpg&op=resize&h=600)
Важным направлением политики России является укрепление Содружества независимых государств (СНГ). Сегодня многое делается для этого – осуществляются регулярные взаимные визиты глав государств, проводятся заседания председателей правительств стран СНГ, реализуются совместные инвестиционные проекты, гармонизируются таможенная и налоговая политика
Как неоднократно подчеркивали в ЛДПР, России принадлежит главная роль в упрочении экономических, научных, культурных связей со всеми бывшими союзными республиками нашей в недавнем прошлом общей необъятной страны. Лидер партии Леонид Слуцкий в ходе Международной конференции с представителями партий стран СНГ отмечал, что все эти государства объединяют общая история и русский язык, поэтому сотрудничество внутри СНГ будет дружеским.
Только по результатам визита Президента России в Узбекистан (26-27 мая) было подписано более двадцати крупных долгосрочных соглашений по развитию экономических связей, промышленной и сельскохозяйственной кооперации, а также в области науки, образования и культуры. Товарооборот России с Узбекистаном уже превысил 10 миллиардов долларов и быстрыми темпами увеличивается. Евразийское экономическое и культурное пространство укрепляется. Такие древние культурные памятники как Самарканд, Бухара, Хива привлекают все больше российских туристов. В Узбекистане работают филиалы 14 российских вузов. Уже подписаны проекты создания там мобильных атомных электростанций. Со всеми странами СНГ ведется работа на перспективу успешного совместного развития.
Но и сегодня надо помнить, что забвение общей истории грозит ее повторением. Будущее без изучения прошлого не прогнозируется. Будущее сочетает тенденции прошлого и новые процессы, явления. Важно увидеть, что отмирает и что рождается, набирает силу. Особенно в сегодняшних геополитических условиях, когда Запад, как обычно, руководствуется принципом «разделяй и властвуй». В распаде СССР он тоже постарался. Цель экономической политики государства – это не только повышение уровня жизни населения, создание современных видов производства товаров и услуг, укрепление обороноспособности, но и постоянное сопоставление результатов и затрат, повышение эффективности развития экономики, то есть рост ее конкурентоспособности, что требует совместных усилий стран СНГ.
Напомним, что потери стран СНГ в результате распада СССР в 1990-е годы были выше, чем потери в Великой Отечественной войне. Даже производство в войну упало на 32%, а в 1990-е года – более чем в два раза.
Что приобрели тогда, как будто, самостоятельные страны СНГ: свободу – от кого и для чего? Все страны СНГ в большей степени стали зависимыми от экономически развитых стран. Невысокий уровень жизни, подогреваемый западными деньгами национализм отдельных групп людей, приводил к конфликтам и войнам. Государство строилось веками, разрушаться с негативными последствиями оно может тоже очень долго, если лидеры стран не проявят должной мудрости в деле интеграции стран СНГ. Сегодня эта мудрость возвращается.
Нужно реально и конкретно пойти по пути интеграции экономик стран СНГ, чтобы сделать наше Содружество эффективным и привлекательным.
Если исходить из расчетов статистиков, то по показателю валового внутреннего продукта на душу населения Россия отстает от нашего главного недруга- США в 4 раза, остальные страны СНГ гораздо больше.
В конкурентной борьбе на мировых рынках выигрывают те крупные, обычно транснациональные компании, которые тратят на исследования и разработки до 10% от общих затрат. Где на пространстве СНГ такие компании в обрабатывающей промышленности? Их пока недостаточно. В ближайшие 10-15 лет все современные, высокотехнологичные отрасли экономики в странах СНГ должны оказаться под нашим общим управлением, а не в руках западных стран, которые будут подогревать крайне недальновидные националистические амбиции и будут препятствовать интеграции экономик, реализации крупномасштабных инвестиционных проектов. Возобновление и развитие прерванных межхозяйственных связей, развитие собственного производства, а не ориентация на дешевый импорт, который сокращает рабочие места в странах СНГ, становится сегодня стержнем общей экономической политики.
Созданные в рамках единой страны системы железных и автомобильных дорог, нефтяных, газовых трубопроводов, электроэнергетика, другие важнейшие элементы производственной и социальной инфраструктуры, а также территориальная близость служит естественным, объективным фактором интеграции стран СНГ. К этому следует добавить близкие стандарты образования, общность языка, традиций, привычек, множество смешанных браков. «Добровольно-насильственное» разъединение единого экономического и социокультурного организма уже дорого стоило всем нашим народам. Для развитого Запада мы интересны как поставщики дешевых природных ресурсов дешевой рабочей силы и потребители их готовых товаров. Сила рынка в его эгоизме и жесткости.
Страны СНГ теперь строят собственную стратегию интеграции, эффективного использования природно-ресурсного, экономического потенциала, роста экономики и благосостояния граждан.
Реализуются крупные общегосударственные программы социально-экономического развития стран СНГ. Эти программы должны более масштабно охватывать проблемы эффективного использования природных ресурсов, развития современных производств, науки, образования. Не надо бояться потерять «независимость» при решении общих задач, следует опасаться остаться одному со своими проблемами или стать полуколониальным придатком экономически развитых стран с собственным примитивным производством.
Межгосударственные программы не должны быть повторением тех программ, которые в изобилии разрабатывались в условиях планово-директивной экономики, но не всегда были окупаемыми и эффективными. В их разработке и реализации должны принимать участие не только государственные структуры, но и представители промышленности, других отраслей экономики, отечественные предприниматели, международные организации, зарубежные партнеры и инвесторы из дружественных стран.
Концепция научно-технического развития должна стать одним из важнейших элементов стратегии структурной перестройки экономики стран СНГ. Опыт структурной перестройки в Китае и других промышленно развитых странах показывает, что там, где осуществляли активную государственную поддержку науки и техники, там и были созданы наиболее благоприятные условия для стабильного экономического роста, прогрессивных структурных изменений, улучшения позиций национального хозяйства на мировых рынках.
Эти общие положения, на наш взгляд, нужно реализовать в рамках экономического взаимодействия стран СНГ, чтобы развитие экономик не дрейфовало под влиянием рыночной стихии и интересов западных монополий, а осуществлялось, исходя из общегосударственных целей, развития экономического потенциала конкурентоспособного производства.
Иностранный капитал осуществляет инвестиции в основном в быстроокупаемые проекты или в добычу и вывоз природных ресурсов. В развитии современного машиностроения, химии и других обрабатывающих отраслей иностранный капитал не заинтересован – зачем выращивать себе конкурентов, проще и выгоднее поставлять сюда готовую продукцию Конкурентная борьба имеет свои методы, причем, очень жесткие, нередко все делается для того, чтобы уничтожить конкурентоспособное производство. Страны СНГ уже не раз сталкивались с подобной практикой. Она поэтапно реализовалась в производстве самолетов, подшипников, машин и оборудования, в тех сферах, где страны СНГ имели и имеют конкурентоспособные производства.
В российской практике и практике стран СНГ нередко пытаются изобрести некий свой самобытный путь. Самобытность — она в культуре, архитектуре, характере людей. Законы геополитики универсальны, важно лишь понимать, на какой стадии развития находятся страны, и какие методы регулирования принесут им максимальный эффект.
Так же, как нельзя было в 1990-е годы подвергаться рыночным иллюзиям, мгновенно либерализуя монопольные цены, внешнюю торговлю и разрушая тем самым внутреннее производство, так нельзя и сейчас, в XXI веке продолжать жить в этом воображаемом мире, как будто рынок в состоянии решать стратегические проблемы, нельзя также впасть и в другую крайность – это чрезмерное государственное регулирование. Такое понимание сегодня присутствует в управленческих структурах.
Государственные органы и бизнес-сообщества СНГ согласованно разрабатывают крупные межгосударственные программы и реализуют активную инвестиционную стратегию, чтобы экономика стран СНГ стала эффективной и конкурентоспособной, улучшалась жизнь всех граждан Содружества. Все предпосылки для этого существуют. Достигнуто понимание общих целей и есть политическая воля всех руководителей стран СНГ для их достижения.
М.Н. Сидоров