ЛДПР всегда уделяла особое внимание развитию регионов. Люди живут в конкретном месте, здесь их заботы и радости. От того как устроена жизнь людей в городах, поселениях зависит их настроение, производительность труда и отношение к окружающим, и к власти
Государство проводит активную региональную политику. Так, в текущем, 2024 году, субъектам РФ будет оказана финансовая помощь в размере 3,2 триллиона рублей (это так называемые бюджетные трансферты). По национальным проектам выделяются значительные средства на строительство и реконструкцию социальных, туристических объектов, благоустройство территорий, строительство дорог. Во многих городах разбиты красивые парки и скверы, построены современные набережные. Но финансово-кредитные условия далеко не всегда способствуют быстрому экономическому развитию регионов.
Недавнее повышение ключевой ставки с 16 до 18 процентов повлияет и на рост кредиторской задолженности регионов, значит, меньше будет финансовых ресурсов, направляемых на решение экономических и социальных вопросов в регионах. Дорогие кредиты замедляют рост производства, товарная масса растет медленно, что служит далее причиной роста цен. Поэтому и руководителям регионов было бы целесообразно давать свою оценку по поводу размера ключевой ставки.
Долги субъектов РФ сегодня превышают 3 триллиона рублей. По поручению президента 1 триллион рублей задолженности по бюджетным кредитам будет списан. Но регионы и далее будут брать кредиты у коммерческих банков, поэтому в условиях высоких процентных ставок за кредит долги регионов будут увеличиваться. Выход здесь очевиден – это снижение ключевой ставки до уровня, когда рентабельность инвестиционных региональных проектов будет выше процентов за кредит. Тогда пойдет более динамичное развитие всех регионов страны.
За развитием конкуренции у нас следит Федеральная антимонопольная служба, публикует солидные доклады. Нередко она отмечает, что в нашей экономике много государства, а малый и средний бизнес развивается недостаточно быстро. ФАС оценивает конкуренцию на рынках сахара, алкоголя, газа, нефти и нефтепродуктов, но очень мало внимания уделяет сельскохозяйственному, энергетическому машиностроению, станкостроению. А здесь корень недостаточной конкурентоспособности наших регионов. До сих пор завозим машин, оборудования, тракторов, комбайнов, ЭВМ, строительной, дорожной техники больше, чем сами производим. Здесь бы ФАС надо разобраться с конкурентоспособностью наших регионов.
ФАС определяет рейтинги РФ по развитию в них конкуренции. Кроме этого, еще и аналитический центр при Правительстве РФ делает свои рейтинги на основе стандарта о развитии конкуренции. Много методик, много расчетов, много показателей, и картина становится не цельной, а мозаичной. Расчетов много, а разрывы в развитии регионов продолжают увеличиваться. Для чего расчеты делаются, чтобы менять региональную политику, а если она не меняется, то какой смысл этих расчетов.
В этих расчетах и методиках ФАС конкуренция выглядит как самоцель, как жар-птица – ухватим, и будет счастье. По их мнению, везде нужна конкуренция – и в ЖКХ, и между больницами, и между школами и вузами, и между яслями и детскими садами, а на деле что? Например, больница не может быстро купить нужное лекарство, надо организовывать конкурс, выявлять победителей - поставщиков, проходит минимум два-три месяца. Директору детского сада надо объявлять конкурс на закупку продуктов питания, опять месяцы, и могут победить производители дешевых фастфудов, которые отрицательно влияют на здоровье наших детей. Выигрывает в конкурсах часто тот, кто предлагает более низкую цену.
Получается, что мы не доверяем главврачам, всем руководителям бюджетных учреждений, а что, они сами не знают, какой поставщик лучше? Организация этих конкурсов во всех регионах, по всем учреждениям – какая тут конкурентоспособность? Быстрее бы деньги получить, да истратить. На этой почве нередко процветают откаты, фирмы-однодневки, а сами производители лекарств, продуктов питания и всего прочего не могут строить даже среднесрочные планы развития – вдруг очередной конкурс не выиграют, и что тогда делать с продукцией.
Торгашество, суета проникли в производственную сферу.
Надо так – половину средств по закупкам выделять непосредственно руководителям, чтобы они сами могли принимать решение у кого и что покупать. А другую половину − по конкурсу для стратегических закупок товаров длительного пользования. Дайте больше финансовых возможностей руководителям и запретите собственникам, минимум на пять лет, выводить деньги за рубеж, а направить их в свои регионы, тогда и можно будет говорить о быстром развитии самих регионов и повышении их конкурентной силы. Контрольным органам строже проверять в каждом регионе как расходуются бюджетные деньги, и как эти деньги улучшают конкурентоспособность.
В каждом регионе надо больше сосредоточиваться на переработке собственного сырья – свои малые колбасные цеха, сыроварни, свой творог молоко, мясные изделия. Сейчас торговые сети часто препятствуют развитию и росту конкурентоспособности регионов. Привозят эти сникерсы, фанты и прочие малополезные продукты. Яблоки у нас везде растут, вишни, сливы, морковь тоже. Засушивайте, замораживайте на зиму, делайте соки. Инвестиции небольшие, а питание здоровое − и дети, и взрослые меньше болеют.
Надо более рационально относиться к развитию конкуренции. Например, что нам дала конкуренция в электроэнергетике – нескончаемый рост тарифов. Что дает конкуренция в ЖКХ – рост тарифов и нередкие обманы населения. Так что есть сферы, где необходимо жесткое централизованное управление, и сферы, где нужно больше конкуренции.
Недавно Федеральная антимонопольная служба сделала проверку, мягко скажем, корректности установленных тарифов на жилищно-коммунальные услуги в 82 регионах страны. В 58 регионах были выявлены нарушения. Региональные тарифные комитеты в этих регионах предоставляли неправильные расчеты. Теплоснабжающие компании часто превышают нормативы по отоплению домов и завышают тарифы. Нередко делают перерасчеты, обязывая жильцов выплачивать дополнительные денежные средства. Часть жителей не платит за услуги ЖКХ и накопленные долги в результате этих перерасчетов распределяются между добросовестными плательщиками.
Далеко не все благополучно и с тарифами на вывоз мусора. Они тоже постоянно растут и, как показывают проверки, здесь тоже немало мошеннических схем. Нередко победителем так называемых тендеров и получателем контрактов на вывоз мусора на многие миллионы и даже миллиарды рублей, оказывается, компания, которая не имеет в штате необходимого числа работников, не имеет и нужного количества техники.
Очевидно, пора все компании, которые занимаются вывозом и переработкой мусора сделать региональными или муниципальными кампаниями, подчинив их главам соответствующих администраций.
В условиях СВО надо существенно увеличить наказание коррупционерам и мошенникам. Мало того. что они разворовывают федеральный и региональные бюджеты, заставляют людей переплачивать за коммунальные услуги, они подрывают доверие к государственным структурам, правоохранительным органам, а это уже угроза национальной безопасности страны. Коррупционеры и мошенники — это фактически «пятая колонна» в стране, которая не только нарушает законы, но и способна предать и своих коллег, и свою страну. Поэтому борьба с такого рода явлениями должна быть жесткой и бескомпромиссной.
М.Н. Сидоров