По материалам: «Известия», 30.08.2024
С чем подходит к голосованию «Единая Россия», преодолела ли кризис ЛДПР и на что надеются в КПРФ.
Рейтинг «Единой России» сократился в период активной избирательной кампании, показало исследование АНО ВО «Университет мировых цивилизаций имени В.В. Жириновского». ЛДПР удалось нарастить поддержку после смены лидера, а КПРФ и «Справедливая Россия» растеряли свой политический потенциал.
6–8 сентября 2024 года в России пройдут выборы, причем сразу на нескольких уровнях. В частности, в единый день голосования состоятся прямые выборы губернаторов в 20 субъектах РФ. Однако основная борьба, скорее всего, развернется на уровне региональных и местных властей.
Россиянам предстоит выбрать парламентские органы в 13 регионах (Алтай, Брянская и Волгоградская области, Кабардино-Балкария, Карачаево-Черкесия, Крым, Марий Эл, Москва, Севастополь, Татарстан, Тульская область, Тыва, Хабаровский край) и 17 региональных центрах (Анадырь, Биробиджан, Благовещенск, Владикавказ, Вологда, Иркутск, Курган, Магас, Мурманск, Нарьян-Мар, Пенза, Салехард, Улан-Удэ, Челябинск, Чита, Элиста, Южно-Сахалинск).
Стоит отметить, что до выборов в Госдуму остается всего два года, поэтому текущую избирательную кампанию можно уже считать «пробой пера» политической борьбы в 2026-м. Основная конкуренция за голоса избирателей ожидается между «Единой Россией», ЛДПР, КПРФ, «Справедливой Россией – Патриоты – За правду» и «Новыми людьми», показали результаты исследования АНО ВО «Университет мировых цивилизаций имени В.В. Жириновского». Это подтверждают как объем проделанной работы внутри партий, так и итоги соцопросов.
— Региональные избирательные кампании позволяют парламентским партиям проверить работоспособность своих отделений, протестировать общественную реакцию на свои программные идеи, наладить коммуникацию с региональными органами власти и потенциальными политическими союзниками. Особый интерес вызывают попытки перезагрузки «старых» партий парламентской оппозиции (КПРФ, ЛДПР, СРЗП), — подчеркнул «Известиям» член правления Российской ассоциации политической науки Роман Савенков.
Масштаб, в первую очередь, демонстрирует количество выдвинутых кандидатов. По состоянию на 7 августа 2024 года больше всех претендентов на государственные посты у ЕР — 35 967 человек. У ближайшего «преследователя» — ЛДПР — 11 094.
Конкуренцию, по крайней мере друг другу, могут составить КПРФ (7 717) и СРЗП (6 464). Меньше всего кандидатов выдвинули «Новые люди» — всего 3 393. Любопытно, что по числу претендентов ЛДПР опережает КПРФ почти в полтора раза. Раньше коммунисты располагали значительной партийной сетью, оставшейся еще с советских времен. Однако очевидно, что теперь задел сходит на нет, а рекрутировать новых сторонников пока не получается. ЛДПР же, напротив, активно развивает работу своих региональных и местных отделений. Если так будет и дальше, либерал-демократы подойдут к выборам в Госдуму в гораздо лучшей форме по сравнению с другими представителями оппозиции.
«Новые люди» выглядят явным аутсайдером, что в целом неудивительно, учитывая возраст партии. С момента основания в 2020 году ей пока не удается развить региональные и местные сети активных сторонников.
Важно учитывать и процент зарегистрированных кандидатов от общего числа. ЕР, ожидаемо, в лидерах — 97,18%. В АНО ВО «УМЦ им. В.В. Жириновского» отмечают, что оппозиционным партиям традиционно сложнее регистрировать кандидатов. Однако ЛДПР здесь совсем немного отстает от ЕР с результатом в 96,59%. За ними следуют «Справедливая Россия» (93,89 %), КПРФ (92,24%) и «Новые люди» (91,57%).
Исследование общественного мнения уже вскрыло неочевидные детали в текущей избирательной кампании.
Например, по данным опросов ФОМ, проводимых с 28 июля по 18 августа, ЕР за полтора месяца активной работы не смогла в среднем по стране увеличить свой отрыв от других партий. Более того, ее рейтинг даже слегка упал — с 47 до 45%. Застой наблюдаются у КПРФ — ±1% при среднем уровне в 8%. Почти ничего не меняется у «Справедливой России» и «Новых людей». За них готовы голосовать 3%, что, к слову, значительно ниже минимального порога в 5% на выборах в Госдуму в 2026 году. Позитивный тренд продемонстрировала лишь ЛДПР, которая нарастила поддержку с 8 до 10%.
Результаты опросов ВЦИОМ подтверждают динамику. ЕР действительно подрастеряла голоса, хотя цифра в –1,1% кажется незначительной на фоне поддержки населения в целом в 36,8%. А что касается КПРФ, то здесь тренд на снижение может действительно привести к негативным последствиям. Если раньше коммунисты стабильно были вторыми, то сейчас с трудом борются за 2/3-е место. Рейтинги «Справедливой России» и «Новых людей» и по итогам опросов ВЦИОМ остаются на низком уровне и не меняются в течение всей избирательной кампании. Однако здесь уровень поддержки «Новых людей» (6,1%) позволяет им пройти порог на выборах в следующий созыв ГД, чего не скажешь о «Справедливой России» (3,6%). ЛДПР же продемонстрировала положительную динамику (+0,2%).
— Вопреки надеждам конкурентов, ЛДПР не была серьезным образом ослаблена потерей своего основателя. Все сопутствующие риски оперативно купировали благодаря слаженной работе региональных отделений, наличию длинной «скамейки запасных», тактике «тотального присутствия» в плане выдвижения кандидатов, а также продуманному выбору нового лидера, обладающего высоким уровнем узнаваемости, должным уровнем популярности, сравнительно низким антирейтингом и достаточным авторитетом среди представителей политического истеблишмента, — отметил декан факультета международных экономических отношений, председатель Совета молодых ученых, доктор политических наук, доцент Финансового университета при правительстве РФ Павел Селезнев.
Всё это позволяет ЛДПР претендовать на статус «партии № 2», подчеркнул эксперт.
При ведении избирательной кампании невозможно не учитывать ситуацию на Украине и обстановку в приграничных российских регионах. В условиях гибридной войны, которую пытаются развивать недружественные страны, политические программы нужно строить в первую очередь вокруг защиты национальных интересов, считают в АНО ВО «УМЦ им. В.В. Жириновского».
В этом контексте в выигрышной позиции обычно оказываются власть и стоящие за ней политические партии — ЕР логично опирается на основные нарративы, которые продвигают президент РФ Владимир Путин и правительство. Остальные политсилы стараются не отставать: предоставляется гуманитарная помощь в пострадавшие приграничные регионы, оказывается поддержка участникам СВО и их семьям, проводятся различные патриотические акции.
— «Единая Россия» продолжает доминировать в предвыборной кампании благодаря задействованному административному ресурсу и устоявшимся механизмам влияния. Однако статус «вечного лидера», сопутствующий партии власти продолжительное время, может привести к стагнации — неспособности к инновациям в политической повестке, — считает академик РАН, действительный государственный советник 1-го класса Николай Чичулин.
Для неправящих партий важную роль играет личность лидера партии — избиратель зачастую голосует не только за какие-то предложения, но и за конкретных людей, с которыми ассоциирует политсилу. В данном случае, как отмечают в «УМЦ им. В.В. Жириновского», важна публичная медийная активность.
Хотя в медийном поле присутствуют много депутатов, сенаторов или иных чиновников от ЕР, в Сети наиболее активен всё же лидер ЛДПР Леонид Слуцкий. С 1 июля по 18 августа 2024 года он еженедельно делал от 1,6 тыс. до 2,5 тыс. публикаций в СМИ. У лидеров КПРФ и СР — Геннадия Зюганова и Сергея Миронова — в указанный период было меньше 1 тыс. публикаций. Меньше всего публикаций делал глава «Новых людей» Алексей Нечаев.
В чем заключаются политические программы партий
Важное значение, по мнению исследовательской организации, имеет «своя» фирменная повестка. ЛДПР пытается расширить электоральную базу за счет сторонников экологического направления, цифровизации и предпринимательского сообщества. Для поддержки бизнеса либерал-демократы кооперируются, например, с «Партией дела», хотя об объединении речи пока не идет. Еще одна тема, которая откликается у граждан, хотя и далеко не однозначная, — миграционная. В частности, ЛДПР предлагала запретить низкоквалифицированным мигрантам привозить свои семьи в Россию. Эту тему пытается развивать и «Справедливая Россия», но для ЛДПР она уже стала традиционной, поэтому и выигрывают от этого больше либерал-демократы.
«Справедливая Россия», по сути, сосредоточилась на патриотической повестке и вопросах борьбы с незаконной миграцией. Однако в первом случае эта партия проигрывает ЕР, а во втором — ЛДПР. В КПРФ сосредоточились на охранительной, патриотической и международной повестке. По сути, обе партии так и не смогли найти для себя уникальной повестки, обращает внимание «УМЦ им. В.В. Жириновского».
Предстоящие выборы станут важным испытанием для всех партий. Их успех будет зависеть от способности адаптироваться к меняющимся условиям политической среды и потребностям граждан, заметил Николай Чичулин.