Знания – основа успешного развития России. Аналитика ЛДПР

В России важность постоянного получения информации поняли давно и поэтому в нашей стране ежегодно широко отмечается День знаний. Есть такое слово — любознательность. Сегодня оно редко употребляется, а в нем заключен смысл познания: знать больше и лучше – это хорошо. То есть это нужно и самому человеку как личности, и обществу. В сегодняшнем конкурентном мире выигрывают именно любознательные, те, кто не ленится овладевать новыми знаниями. И чем больше таких людей в стране, тем лучше развивается экономика и социальная сфера

Сегодня, правда, больше в ходу такие понятия как компетенции, мотивации. Компетентный человек – это знающий свою сферу деятельности. Любознательных людей особенно не надо подталкивать, мотивировать. У них свой внутренний генератор работает. Но, безусловно, поощрение и мотивация необходимы, человек не живет в безвоздушном пространстве, ему надо удовлетворять свои определенные потребности. Но главное для таких людей — это овладение новыми знаниями и их практическое применение.

До сих пор еще существует точка зрения о том, что удачливым и успешным предпринимателям не нужны серьезные знания. Но она устарела. Напротив, развиваются и побеждают в конкурентной борьбе те компании, которые возглавляют умные и компетентные руководители с хорошим образованием. Могут быть отдельные удачи на спекулятивных фондовых и валютных рынках, но сфера производства товаров и услуг становится все более наукоемкой. И в выигрыше оказываются те компании, которые ведут исследования и применяют новые технологии, производят новую нужную потребителям продукцию.

Все большее распространение получают так называемые самообучающиеся организации и компании, которые постоянно генерируют что-то новое в своей области деятельности. Затем делают это новое обычным стандартом и совершенствуются далее. Изобретение нового и рационализация, улучшение действующих технологических, информационных процессов – это движущий мотив современных компаний. Для тех. кто в этом сомневается, достаточно проследить этапы развития десятка отечественных и зарубежных компаний, они на слуху.

Есть еще одна полезная формула: «знать, чтобы предвидеть, предвидеть, чтобы управлять». Знание – первая ступень, начало управления. Управление компанией, регионом, страной и даже собой без знаний той сферы, которой управляешь, обречена на неудачу. Но чтобы предвидеть также нужны знания о методах предвидения, прогнозирования и планирования. А само управление включает знание способов отбора лучших вариантов развития, а также тех средств, с помощью которых достигаются цели управления. Все это может показаться несколько отвлеченным, но только общее знание явлений и процессов – экономических, социальных, информационных позволяет решать частные практические задачи с прицелом на будущее.

Национальная безопасность страны на основе интеллекта и лучшего в мире образования – это сегодня первоочередная задача. Поэтому качество и среднего, и высшего образования определяет конкурентоспособность страны и ее возможности для предотвращения внутренних и внешних угроз. И вовне, и внутри есть влиятельные силы, которые хотели бы ослабить страну, опять подчинить ее развитие так называемому «свободному» мировому рынку, где властвует несколько государств и определенное число транснациональных компаний, преследующих собственные интересы и цели. Главная из этих целей — ослабление конкурентов с помощью управляемых валютных, фондовых и кредитных рынков, а также военных угроз и вмешательств. Выиграют те страны, которые создают лучшие системы образования, готовящих высококвалифицированных специалистов, способных создать эффективную, динамичную экономику, а также понимать и оценивать ситуацию в стране и в мире.           

Так что в этом конкурентном мире не надо становиться жертвой, а надо быть «цивилизованным», хорошо образованным захватчиком рынков с развитым внутренним производством и сильной армией.

Политика СМИ тоже в основе своей, если так можно выразиться, часто антиобразовательная. Необходимо формировать в обществе культ труда, созидания, а не торговых и финансовых спекуляций, поднимать престиж конструктора, ученого, одновременно создавая новые высокотехнологические предприятия для использования высококвалифицированных кадров. Не «тусовки, шоу и гламур», а люди, которые учатся, пополняют свои знания, работают, создают полезное для страны.

В развитых странах, включая и Россию, все серьезные государственные решения принимаются только после их обсуждения учеными-экспертами в данной области. Профессора входят в наблюдательные советы компаний, банков, часто являются независимыми директорами, консультантами.

Надо и дальше шире использовать эту мировую практику и свою собственную, когда в Госплане и министерствах имелись серьезные экспертные советы, привлекались ученые из Академии наук, вузов, чтобы давать заключения на инвестиционные проекты и планы, программы развития регионов. В системе образования нельзя отбрасывать то лучшее, что было в прошлом. Так, в СССР техническое образование было приоритетным и лучшим в мире. Была востребованность в инженерах, технических специалистах. Промышленность, включая оборонку, составляла 80 процентов от промышленности США. Сегодня стали больше выделять бюджетных мест на инженерные специальности, но период увлечения «экономистами, юристами, всезнающими менеджерами» ещё не преодолён.                 

Пора рациональнее подходить к новым педагогическим методикам, показателям, рейтингам. Не следует излишне формализовывать образовательную сферу. Кто читает эти многостраничные, многофайловые отчёты школ, колледжей, вузов? Упрощать надо систему измерителей качества образования, а не усложнять. За формализмом часто скрывается некомпетентность. Стремящаяся к знаниям, талантливая молодежь должна прийти в вузы. Их не надо погонять показателями. Самореализация – это их жизнь. В творческой среде малоспособные не приживаются.

Давно пора после начальных классов разводить способных, целеустремленных, которые потом пойдут в вузы и далее, от более слабых в интеллектуальном отношении, которые могут в будущем стать хорошими квалифицированными специалистами рабочих профессий.

Стремление к знаниям, логику, мышление надо развивать у всех школьников и студентов. А они основываются на изучении и понимании причинно-следственных связей в экономике и социальной сфере, в окружающем мире. Возвращаемся к политике и безопасности страны. Молодой человек с обрывочными сведениями, не привыкший к логике и оценке событий, легко внушаем, им легко манипулировать и его действиями управлять. Так что, эффективная, конкурентоспособная система образования — это фундамент сильной экономики и надежной безопасности страны.

 М.Н. Сидоров

@smilemakc © 2020