Перспективы развития и проблемы жилищно-коммунального хозяйства. Аналитика ЛДПР

В среду, 23 октября, в Госдуме предполагается проведение правительственного часа на тему «Состояние коммунальной инфраструктуры и повышение качества оказываемых жилищно-коммунальных услуг»

Этой проблеме ЛДПР всегда уделяла самое пристальное внимание. Известно, что как люди и в каких условиях живут, так они и работают, так и заводят детей. Если обратиться к официальным статистическим данным по теме правительственного часа, то можно увидеть довольно правдоподобную картину, поскольку она опирается на показатели, приходящие в Росстат из всех регионов страны.

Экспертные оценки могут быть различными, но они часто выражают субъективное отношение к реальности и к проблемам. Из всей совокупности показателей, которые характеризуют состояние жилищно-коммунального хозяйства, можно выбрать как положительное, так и отрицательное. Так, если сделать упор на росте вводе жилья, снижении числа аварийных домов, то это свидетельствует о положительных тенденциях. А если, напротив, приводить другие показатели о медленном обновлении водо- и теплопроводных сетей, увеличение платы за коммунальные услуги, то это говорит об определенном неблагополучии в сфере ЖКХ.

Акценты, конечно, важны, но надо стараться отражать объективную картину. Ввод жилья ежегодно возрастает, сегодня в среднем на одного жителя приходится 28 кв. метров жилья по сравнению с 24 кв. метров в 2015 году. В основном это достигнуто за счет индивидуального жилищного строительства в пригородах, коттеджных поселках. В городах же средняя площадь квартир даже уменьшается, более 60 процентов – это небольшие однокомнатные (36 кв метров) и двухкомнатные квартиры (50 кв. метров). Быстро дорожают услуги ЖКХ, и чем больше квартира, дом, тем выше оплата. Поэтому далеко не все, особенно молодые супруги, могут позволить большие дома и квартиры.

Доля расходов на ЖКХ в семейных бюджетах растет. В среднем она составляет 11 процентов, а у семей с невысокими доходами – 20 и более процентов. Доля аварийного жилья в общем объеме жилого фонда по статистике невелика – 0,5 процента, но в абсолютном выражении это порядка 20 млн. кв. метров. В 2015 году было 15 млн кв метров. Расселение из авариных домов осуществляется, но доля аварийного жилья за последние годы практически не меняется. Расселение в основном происходит за счет региональных и муниципальных бюджетов, а они у большинства субъектов РФ имеют превышение расходов над доходами.

Более двух миллионов семей стоят на учете в качестве нуждающихся в жилье. Очередь продвигается, но довольно медленно. Так, доля семей, которые улучшают свои жилищные условия в последние годы составляет 4 процента от всех семей, нуждающихся в жилье. Здесь тоже «процесс идет», но небольшими темпами. Причина та же — дефициты бюджетов большинства субъектов РФ. Вывод здесь простой — жилья строится много, но обеспеченность жителей страны просторными квартирами и домами еще далека от «комфорта».

Состояние инфраструктуры жилищного хозяйства постепенно улучшается – обеспечение водо[п1]  - и газоснабжением, канализацией в городах превышает 80 процентов, в сельской местности эти показатели почти в два раза ниже. Число аварий водопроводов заметно снизилось, но все еще превышает 50 тысяч случаев в год. По канализационным сетям картина похожая – более 45 процентов нуждается в замене. Число аварий здесь также снизилось, но составляет еще порядка 15 тысяч в год.

Что касается тепловых сетей, то более 30 процентов также нуждаются в замене, число аварий здесь существенно снизилось с почти 6 тысяч в 2015 году до 4,5 тысяч в настоящее время. Очевидно, что для решения этих проблем нужны существенные дополнительные финансовые материальные и человеческие ресурсы. Расходы консолидированного бюджета страны на развитие ЖКХ быстро увеличиваются: в 2015 году они были около 1 триллиона рублей, сегодня значительно превышают 2 триллиона рублей, но и цены, следует отметить, за этот период выросли почти в два раза.

Недостатки в сфере ЖКХ объясняются также тем, что крупные жилые массивы строятся без создания предприятий и рабочих мест. Поэтому люди добираются до работы по два – три часа, включая и работников ЖКХ. Не оправданные и значительные для населения транспортные расходы. Работникам ЖКХ трудно убирать придомовые территории, так как строительство жилых массивов идет без учета пропускной способности дорог и необходимых машиномест для автомобилей. Алчность чиновников и частных строительных компаний нередко преобладает над планами и расчетами. Это основная причина дискомфорта окружающей среды.

Частные компании строят жилые массивы, городские бюджеты все больше средств направляют на коммунальную инфраструктуру, на дороги, развязки. Строители обогащаются, а в городских бюджетах остаётся меньше средств на социальные нужды населения, включая строительство больниц, школ и т.д. Надо ввести жесткие ограничения на строительство вокруг крупных городов жилых массивов с двадцатиэтажными домами и очень плотной застройкой. Они выглядят чудовищно и с архитектурной, и с эстетической точки зрения, и жить там людям очень неудобно.  Строить и развивать надо средние и малые города. Туда надо вдохнуть жизнь. Тогда и система ЖКХ будет развиваться гармонично, с пользой для людей.

В сфере капремонта, и в целом в ЖКХ, немало воровства и коррупции, липовых актов о приемке работ. Сотни уголовных дел по стране. Надо назначение руководителей в сфере ЖКХ проводить после проверки этих лиц правоохранительными органами, а также на полиграфе. Местные контрольные органы часто бездействуют или «в доле».

В жилищном строительстве и в сфере капремонта надо учитывать советский опыт. Хватит охаивать прошлое. Так, в 1980 году было капитально отремонтировано 55 миллионов квадратных метров жилого фонда. Сейчас этот показатель гораздо ниже. Изучите, как и почему возникла такая разница, как в то время была организована работа.

Региональные местные власти часто искусственно занижают объемы ветхого и аварийного жилья, с изношенным ЖКХ, так как у них не хватает бюджетных средств для расселения людей из аварийного и ветхого жилья. Дело прошлое, но реновацию надо было начинать не с московских пятиэтажек, а с аварийного, то есть непригодного жилья, по всей стране.

Вот эти проблемы и надо учитывать при разработке любых государственных программ, включая и программы развития жилищно-коммунального хозяйства, чтобы все они были направлены на создание действительно комфортной жизни наших людей. Депутаты ЛДПР активно участвуют в этом процессе.

М.Н. Сидоров

@smilemakc © 2020