
Депутаты фракции ЛДПР в Государственной Думе во главе с Председателем партии Леонидом Слуцким предложили ввести запрет на использование авиакомпаниями «овербукинга», то есть ситуации, когда количество проданных билетов превышает число посадочных мест на борту
По мнению авторов инициативы, мера позволит защитить пассажиров от сорванных планов и дополнительных затрат, связанных с невозможностью вылета на выбранном рейсе, а также подтолкнет авиаперевозчиков к улучшению сервиса, так как достигать финансовой прибыли благодаря овербукингу будет невозможно. Соответствующий законопроект внесен на рассмотрение Государственной Думы 2 июня 2025 года.
«В погоне за прибылью некоторые авиаперевозчики стараются продать значительно больше билетов, чем имеется в самолете. Расчет на заболевших, опоздавших и т. п. Называется такая сомнительная коммерция — «овербукинг». В результате из-за сверхбронирования постоянно происходят накладки, и пассажиры не могут улететь своим рейсом, испытывая стресс и целый ряд неудобств. Например, они вынуждены ночевать в аэропорту, тратиться на гостиницу или в срочном порядке покупать новые билеты. ЛДПР против того, чтобы авиакомпании максимизировали свои доходы за счет ущемления прав граждан. Поэтому наш законопроект предлагает запретить «овербукинг» — количество проданных билетов должно четко соответствовать числу посадочных мест в самолетах. И никак иначе! Тем самым пассажиры получат предсказуемость своих перелетов. В то время как авиакомпании для выживания на рынке будут больше задумываться о качестве своего сервиса, вместо того чтобы манипулировать с бронированием», - заявил Лидер ЛДПР Леонид Слуцкий.
На сегодняшний день в России понятие «овербукинг» на законодательном уровне не закреплено: продажа авиабилетов в количестве, превышающем число мест на борту, официально не предусмотрена и не допускается, но тем не менее регулярно происходит. В целях получения максимальной прибыли некоторые авиакомпании серьезно злоупотребляют данным пробелом, особенно на популярных направлениях перелета в пик туристического сезона.
При возникновении такой ситуации пассажирам отказывают в посадке, ссылаясь на предельную коммерческую загрузку рейса. Невзирая на компенсацию, которую предлагают авиаперевозчики в виде стоимости билета или возможности вылететь по тому же направлению на другом рейсе, «овербукинг» доставляет пассажирам серьезные неудобства — от невозможности оказаться в нужном месте вовремя и потери дорогостоящей брони в отеле до пропуска следующего рейса в случае перелета с пересадками и дополнительных трат на гостиницу.
Руководитель фракции ЛДПР в Думе Югры Виктор Сысун прокомментировал инициативу федеральных коллег: "Причиной возникновения «овербукинга» является стремление авиаперевозчиков добиться максимальной экономической выгоды: некоторые пассажиры не являются на рейс, а для достижения большей прибыли необходимо, чтобы в воздушном судне были заняты все свободные места. ЛДПР выступила с важной и своевременной инициативой – ввести запрет на использование авиаперевозчиками практики «овербукинга». Считаю эту меру не просто актуальной, а необходимой для защиты прав пассажиров и повышения комфорта авиаперелетов.
Овербукинг, или, как его еще называют, “сверхпродажа билетов”, давно вызывает справедливое возмущение со стороны пассажиров. Суть заключается в том, что авиакомпании продают больше билетов, чем мест в самолете, рассчитывая на то, что кто-то не явится на рейс. В результате, когда все пассажиры приходят на посадку, некоторым из них отказывают в перелете, предлагая компенсацию и пересадку на другой рейс. Это, конечно, создает неудобства, срывает планы, особенно если речь идет о важных командировках или долгожданных отпусках.
Предложение ЛДПР по запрету овербукинга – это шаг навстречу пассажирам. Во-первых, это позволит избежать неприятных ситуаций, когда люди остаются без места на рейс. Во-вторых, это повысит предсказуемость и надежность авиаперелетов, что особенно важно в условиях, когда авиация является одним из основных видов транспорта.
Конечно, у авиакомпаний могут быть свои аргументы против этой инициативы. Они могут утверждать, что овербукинг позволяет им оптимизировать загрузку самолетов и снижать цены на билеты. Однако, считаю, что эти аргументы не перевешивают необходимость защиты прав пассажиров. Комфорт и удобство пассажиров должны быть в приоритете.
Поддерживаю инициативу ЛДПР и призываю всех, кто заинтересован в улучшении качества авиаперевозок, поддержать это важное предложение. Запрет овербукинга – это шаг к более справедливому и клиентоориентированному подходу в авиационной отрасли".