В Госдуме обсудили вопросы концессии в ЖКХ
    В Госдуме обсудили вопросы концессии в ЖКХ

    Евгений Марков принял участие в работе круглого стола на тему концессии в сфере ЖКХ.

    В  Государственной Думе состоялся круглый стол на тему «Концессия для малых городов и поселений». Мероприятие проводило сразу три комитета: по энергетике, по федеративному устройству и по вопросам местного самоуправления. На  круглом столе обсудили​ текущую ситуацию с концессиями в малых городах России. 73 региона страны поддержали проект закона, который предложили депутаты ЛДПР Евгений Марков и Александр Курдюмов.

    «Концессия - это одна из​ форм государственно-частного партнерства давно и​ успешно используется в​ мировой практике. ГЧП в ЖКХ дает возможность убрать монополию на предоставление общественных услуг, обеспечить сбалансированный подход в​ управлении жилищно-коммунальным хозяйством. И если в крупных городах механизм демонстрирует эффективность, то в малых – наоборот. И связано это с несовершенством законодательства. Мы предложили это исправить», - рассказывает Евгений Марков.

    Стоит подчеркнуть, что специальными нормами законодательства РФ, регулирующими правоотношения в сфере теплоснабжения, водоснабжения, водоотведения, в сфере концессионных отношений, установлен специальный порядок передачи прав владения и пользования объектами ЖКХ, в соответствии с которым их передача возможна исключительно по концессионным соглашениям. Выбор способа передачи прав законодатель связывает с датой ввода указанных объектов в эксплуатацию.

    Данные требования фактически исключили возможность выбора органами местного самоуправления формы конкурса и формы договора в отношении объектов ЖКХ. Поиск заинтересованного в заключении соглашения инвестора в сельской местности и малых городах вызывает немалые затруднения. Зачастую потенциальными участниками конкурса на заключение концессионного соглашения являются представители малого и среднего бизнеса, которые ранее эксплуатировали объекты ЖКХ по договорам аренды. Им сложно привлечь достаточные инвестиции. Они могут относительно рентабельно работать на условиях договора аренды, но оказываются неконкурентоспособными по сравнению с крупными участниками рынка при проведении конкурсного отбора. В то же время крупные участники не изъявляют желания оказывать соответствующие услуги в сельской местности и маленьких поселениях, участвовать в конкурсе или заключать концессионное соглашение. Кроме того, у малого бизнеса, работающего на упрощенке, при переходе на концессии возникает НДС 20% и, соответственно, рост тарифов на 10–12%.

    Таким образом, складывается ситуация, при которой договор аренды заключать нельзя, концессионное соглашение заключать не с кем, а органы местного самоуправления обязаны обеспечивать надежное и бесперебойное теплоснабжение, водоснабжение, водоотведение.

    Участники встречи подчеркнули проблемы с которыми приходится сталкиваться на местах. И в первую очередь – это отсутствие специалистов в штате органа местного самоуправления, нехватка денег на подготовку концессионной процедуры, длительность процедур проведения конкурса на заключение концессионного соглашения, которая на практике достигает до полугода.

    Особого внимания заслуживает тема экономической непривлекательности объектов. Особенно это касается сферы водоснабжения и водоотведения. Вложения в изношенные, старые инженерные объекты в малых населенных пунктах, практически не генерирующие денежный поток, невыгодны инвесторам – их сложно окупить. Увеличить денежные потоки можно, повысив тарифы, но это вызовет социальное недовольство и рост неплатежей. В итоге инвестор может обанкротиться задолго до окончания срока концессии, а муниципалитет – получить дополнительный источник проблем и ухудшение ситуации в ЖКХ и социальной сфере.

    Итогом заседания круглого стола стало решение от трех комитетов направить парламентский запрос на имя Председателя Правительства РФ Дмитрия Медведева с просьбой обратить внимание на проблему и принять скорые меры по её решению.

    Коллега по партии, руководитель фракции ЛДПР в Думе Югры Виктор Сысун считает, что вопрос передачи коммунальной сферы в концессию в Ханты-Мансийском автономно округе – Югре встретил сопротивление со стороны населения, и требует тщательного изучения до момента запуска системы на территории: «Сам механизм концессий, на который возлагали большие надежды в плане модернизации сферы ЖКХ, замещения бюджетных инвестиций частными в Югре пока не работает.  Необходимо учитывать специфику различных территорий -  экономические, географические, климатические факторы, структуры производства и кадрового потенциала. Не исключаю, что эффективными могут быть принципиально разные формы управления объектами ЖКХ – и полностью государственная, и частная, и в форме ГЧП. Но  право выбора здесь должно принадлежать не только муниципальной власти, которая понимает ситуацию в своей территории, и несет полную ответственность за нее, но и гражданам, являющимся конечными потребителями данных услуг.  Необходимо всегда помнить, и учитывать, что частник преследует выгоду для себя в первую очередь, а в нашем регионе огромные долги по коммунальной сфере. Многие попросту не платят за потребленные услуги. При такой ситуации, какой частный  инвестор возьмет на себя серьезные обязательства?! Это вопрос. Считаю, что нужно учесть все риски еще до введения новой системы в сферу ЖКХ».

     

    @smilemakc © 2020